Что не так с обсуждением реконструкции улицы Ленина

17 марта в мэрии прошёл круглый стол, посвящённый перспективам реконструкции улицы Ленина. В течение двух месяцев для проведения «Новогодней столицы» автомобильное движение на улице Ленина было закрыто, что стало хорошим поводом подумать о том, чтобы вновь вернуться в 2017 год, когда каждый выходной улица становилась пешеходной. Был ли полезен круглый стол — отвечает Алексей Колесников, общественник, эксперт по городскому транспорту, в своей колонке для SibNOVO.

На совещаниях по подобным дискуссионным вопросам, как правило, хорошо видна рассогласованность представительной и исполнительной власти. Сразу после реплики одного из депутатов о том, что речь идёт только о реконструкции улицы, а никак не о её пешеходном статусе, в первом же докладе Анны Терешковой прозвучало слово «пешеходизация». И в дальнейшем неоднократно вскрывалась проблема: одни хотят видеть улицу (или её часть) свободной от автомобилей, другие — просто хотят сделать более приспособленной для пешеходов.

Вообще, конечно же, следует стремиться, чтобы удобными для пешеходов были все улицы города. Но это задача несколько из другой плоскости. Пока же речь идёт о разных взглядах на одну из ключевых улиц центра города. 

Как часто бывает на таких совещаниях, некоторые участники пришли с заранее заготовленными доводами и точкой зрения, которую они собирались отстаивать. Твёрдые убеждения — хорошо, но не тогда, когда они идут вразрез с практикой. Константин Антонов, депутат Законодательного собрания, заявил, что между ликвидацией парковок на Вокзальной магистрали и закрытием торговых точек на ней есть связь. Его реплика следовала за выступлениями владельцев бизнеса на улице Ленина, которые сказали, что выручка за время ограничения движения транспорта по улице Ленина выросла. А новосибирское отделение «Городских проектов Ильи Варламова и Максима Каца» ещё в 2021 году провело исследование и определило, что большинство парковочных мест занимают вовсе не клиенты ближайших заведений, а те, кто рядом живёт или работает. Автомобили на этих местах стоят весь день. 

Бесплатные парковки как раз губят бизнес, а не помогают ему. Продажи всегда формировал пешеходный трафик. Человек на автомобиле чётко следует по намеченному маршруту. Магазины он выбирает заранее, и одним из факторов выбора является как раз наличие или отсутствие парковок. А если на бесплатной парковке у выбранного им заведения уже стоят автомобили, он выберет другое. Естественно, при условии, что такие заведения достаточно распространены. Если честно, кроме «МузТорга» я не знаю ни одного уникального заведения на Вокзальной магистрали. 

В поддержку своей точки зрения люди высказывали утверждения, которые содержали недостоверную информацию, которая проверяется намного легче, чем они думают. Автообщественник Алексей Носов заявил, что в городе порядка миллиона автомобилей. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры приводит число вдвое меньше – 431 019 автомобилей на 2016 год. Представим, что численность росла такими же темпами, как с 2011 по 2014 год – на 25 000 автомобилей в год. Тогда сейчас численность автомобилей составляет порядка 605 000. Реальное число, на мой взгляд, ниже – сказалась и пандемия COVID-19, и международные санкции. Численность людей, одновременно следующих в одном автомобиле, уже измерена – аналитический экспертный центр Probok.net (он же — АНО «Центр борьбы с пробками») сообщил, что это число равно 1,3. То есть одновременно во всех автомобилях Новосибирска перемещается порядка 780 000 человек. Возможно, это моя профдеформация, но считать, что в 2023 году можно сказать всё, что угодно, и это никто не сможет проверить, странно.

И даже если Носов имел в виду не только легковой транспорт, даже здесь в ПКРТИ приведено число немногим более 442 тысяч. Стоит отметить, что не указана численность автобусов. Но сомнительно, что вместе с автобусами действительно будет миллион. Сейчас в городе не более тысячи маршрутных автобусов и, по моим оценкам, не более пятисот заказных и служебных. Поэтому вряд ли даже с грузовиками и автобусами получится миллион. Тем более, что даже в этих 442 тысячах учтена мототехника. Что же касается ненавистных автомобилистам троллейбусов и трамваев, то первых в городе порядка 250, а вторых — немногим более ста.

Конечно же, были и утверждения, что в городе восемь месяцев в году зима, и велодорожки строить нет смысла. Жаль, что в Норильске зима не восемь месяцев. Поэтому там делают проекты велосипедной инфраструктуры. В Финляндии, кстати, тоже. Не вполне, впрочем, понятны причины негодования автомобилистов. Ширины велодорожек всё равно не хватит, чтобы добавить «ещё одну полосу». Конечно, это расстояние позволит увеличить боковой интервал, но вряд ли это сильно повлияет на реальную скорость потока на улице Ленина.

Как-то давно я столкнулся с мнением, что выражение «в споре рождается истина» в корне неверно. В споре, как утверждалось, лишь происходит прояснение позиций спорящих. А для того, чтобы родилась истина, нужно быть готовым к изменению своей позиции. Здесь, к сожалению, люди не были готовы к этому. Впрочем, это сложно назвать проблемой этих людей. Любые общественные обсуждения в Новосибирске проходят по схожему сценарию. Власти, хоть и слушают общественников, в большинстве случаев последнее слово оставляют за собой. Общественники знают об этом и позиции своей менять не желают. И как бы мне ни были интересны городские конфликты —а у любого конфликта есть положительные черты, это подтверждают даже психологи — в глубине души я понимаю Михаила Юрьевича Никулина, который после бурного обсуждения транспортно-пересадочного узла «Университет» отказался проводить какие-либо подобные мероприятия в последующем. Обсуждение тогда превратилось в точно такой же балаган: экоактивисты не хотели внимать вполне, на мой взгляд, разумным доводам в пользу ТПУ «Университет» и против полноценного ТПУ на Обском море.

Непосредственно на совещании вскрылось, что никто даже не провёл моделирование транспортных потоков, хотя именно с этого стоило начинать. Это стоило делать даже до определения темы совещания — тогда бы стало понятно, чего мы хотим: «пешеходную» улицу Ленина или просто «более дружелюбную к пешеходам». 

Депутат Украинцев порадовал, сказав, что с площади Ленина нужно убирать, по его выражению, «порнографию» — так он охарактеризовал парковку на площади Ленина. Автомобилистов тоже на улицу Ленина, по мнению Украинцева, пускать не следует — только маломобильных. Впрочем, этот термин тоже не совсем корректный, поскольку родители с детьми и люди с чем-то тяжёлым тоже маломобильные. Точнее было бы сказать «с ограниченными возможностями здоровья». Впрочем, моё замечание не отменяет того, что эта реплика была самой содержательной за всё совещание и одной из немногих, с которыми я скорее согласен, чем не согласен. Ещё одна такая реплика — предложение Александра Бурмистрова пригласить транспортников.

На этом участники совещания и сошлись. Будем ждать, что порешают. Может быть, наконец-то голос пешеходов и транспортников перестанет тонуть в хоре автомобилистов. 

Полезен ли этот круглый стол? Разве что для понимания, что все стороны настолько не готовы обсуждать пешеходную улицу Ленина, что очень плохо к нему подготовились.

Дата публикации: 03.2023
Ссылка на источник